|
Биография
Марии Семеновой
Родилась
в 1958 г. в семье учёных. В 1976 г. после окончания
школы решила пойти по стопам отца, доктора технических
наук, и поступила в ЛИАП, который и окончила в 1982
г. с дипломом инженера-электрика по специальности "ЭВМ".
О выборе полученного образования не сожалею и по сей
день.
Сочинительством
занималась сколько себя помню, но подобный род занятий
в семье не считался серьёзным и не одобрялся. Поэтому
писание грандиозных романов происходило большей частью
тайком. К тому же и вдохновлялась я не тем, что было
перед моими школьно-студенческими глазами, а всяким
"давно и неправда".
|
|
Так
случилось, что ещё классе в восьмом мне попалась книга малоизвестного
английского автора о норманнском завоевании 1066 года. Эмоциональное
впечатление было столь сильным, что вылилось в серьёзный любительский
интерес к этнографии северных европейских народов. Прочитав
всё, что тогда можно было достать о викингах и славянах художественного
(прямо скажем - очень немного), я стала искать научно-популярные,
а потом и научные книги. Это дало новый толчок литературному
воображению. В 1980 году я наконец сочла, что создала "товарный
продукт", который может быть интересен не только мне
лично, и отправилась с рукописью в издательство "Детская
литература". Это была повесть, которая теперь называется
"Хромой кузнец". Приняли меня в издательстве настороженно,
но папку взяли, и, к моему глубокому изумлению, повесть понравилась.
"Будем делать книжку", - сказали мне...
Дальше моя литературная биография развивалась в соответствии
с законами того времени: застой, царивший в стране, успел-таки
меня зацепить.
Через два (!) года повесть добралась до редсовета и была поставлена
в план на 1986 год.
В 1985 г. - с треском вылетела из плана. Именно с треском:
я написала для альманаха "Дружба" повесть, которая
теперь называется "Два короля". Тогда у меня хватило
глупости назвать её "Что такое победа" (поскольку
два основных персонажа заняты выяснением, кто же из них кого
победил), совершенно упустив из виду, что это был год 40-летия
победы в Великой Отечественной войне. Позже мне довелось заглянуть
в официальную переписку: партийные инстанции велели немедленно
выкинуть из альманаха повесть с таким "кощунственным"
названием, а когда издательство попробовало заступиться -
приказали вообще подобрать другой авторский состав. И я, ещё
не войдя в литературу, уже стала в ней персоной нон грата.
Что ж! Я в истерику не впадала - ведь перо с чернилами они
у меня отобрать не могли...
Однако вскоре повеяли новые ветры. Осенью 1986 года происходило
Совещание молодых литераторов Северо-Запада, и там меня всей
силой своего авторитета поддержали два замечательных человека
- Радий Петрович Погодин, уже, к сожалению, ушедший от нас,
и Валерий Михайлович Воскобойников. Вот тут меня "открыли"
и начали печатать в ленинградских детских журналах, а в 1989
г. в "Детской литературе" вышла первая книга - "Лебеди
улетают".
В 1992 г. уже "Лениздат" выпустил вторую книжку
- "Пелко и волки". К этому времени мои домашние
заподозрили, что "это" серьёзно, и без большого
ужаса отнеслись к тому, что я завершила свою 10-летнюю инженерную
деятельность, перейдя в издательство "Северо-Запад"
литературным переводчиком.
С этого момента на мою биографию стали мощно влиять законы
рыночной экономики.
В "Северо-Западе" я, конечно, первым делом продемонстрировала
свои исторические романы (двадцатилетний труд, измерявшийся
килограммами), но интереса они не вызвали. Что ж, деньги зарабатывать
надо - и я опять же килограммами переводила импортное фэнтези.
Литературные достоинства большинства этих книг можно описать
словом "макулатура", но бум есть бум - как их раскупали!
Дошло до того, что отечественные авторы, начавшие тогда выступать
в жанре фэнтези, брали себе "зарубежные" псевдонимы,
да и писали всё на тот же западный лад - о драконах, эльфах
и гоблинах. Тут уже во мне возмутился этнограф: хотите фэнтези
- будет вам фэнтези, но почему предпочтение отдаётся уже десять
раз съеденному "толкиновскому" бутерброду, а наш
богатейший родной материал должен оставаться в загоне?!!
Результатом этого возмущения явился "Волкодав",
выпущенный в 1995 г. издательством "Азбука". Книга,
как выяснилось, заполнила определённую нишу читательского
интереса. На этой волне были наконец напечатаны другие мои
труды, много лет ждавшие своего часа: книги "Валькирия"
(1995), "Лебединая дорога", "Два короля",
"Викинги", "Поединок со Змеем" (все -
1996 г.). В 1997 г. к ним добавились "Волкодав: Право
на поединок" и популярная энциклопедия "Мы - славяне!",
а в 1998 г. - "Меч мёртвых" (в соавторстве с А.
Константиновым).
Успех "Волкодава" имел для меня два интересных последствия.
Во-первых, всё написанное мной стали "автоматом"
причислять к фэнтези, хотя из перечисленного выше к этому
жанру относятся лишь два "Волкодава" и - с определённой
натяжкой - "Поединок со Змеем", который есть художественный
пересказ скандинавских и славянских языческих мифов. Остальное
- стопроцентные исторические романы, а "Мы - славяне!"
и вовсе научно-популярная книга.
Второе последствие вытекает из первого. Если что-то в яркой
обложке, да притом ещё фэнтези - значит, низкопробная литература.
Журналисты прочно навесили мне ярлычок бульварной писательницы.
Знакомство со мной эти деятели телекамеры и пера начинали
словами "Вашу книжку я не читал(а)..." - на что
всякий раз хотелось спросить: "Которую из?.." Ну
да Бог им судья.
Опять-таки цепь случайных событий вызвала у меня желание сперва
"похулиганить", а потом и всерьёз поработать на
современную тему. Так появились "Те же и Скунс"
(1997 г., в соавторстве с Е. Милковой и В. Воскобойниковым),
"Те же и Скунс - 2" (1999 г., в соавторстве с В.
Воскобойниковым и Ф. Разумовским) и "Заказ" (1999,
в соавторстве с К. Кульчицким). Их почему-то причисляют к
детективам, хотя на самом деле это не так. Ну а то, что далеко
не последним персонажем в них является наёмный убийца и вообще
присутствует криминал, весьма успешно укрепило мою репутацию
бульварного автора. Как же! "Дефектив", да ещё и
про киллера - всё ясно (хотя "книжку" опять-таки
не читал...)!
Вышли также два произведения, в которых я присутствую как
автор первоначальной идеи - и потому моя фамилия помещена
издательством на обложку, хотя непосредственного участия в
написании текста я не принимала. Это "Преступление без
срока давности" Ф. Разумовского (1998) и "Вкус крови"
Е. Милковой (1999). Есть разноречивые мнения об их литературных
достоинствах. Но если тот или иной вид соавторства поможет
"раскрутить" малоизвестного автора и вывести его
на самостоятельную орбиту, я буду считать свою задачу исполненной.
Мне ведь тоже, рискуя, подставили когда-то плечо...
Мария
Семенова. Автобиография.
|
|